Однако она не производит впечатления исчерпанной. Объемной, исторически достоверной картины до сих пор нет. Наше знание страдает неполнотой, оценочными перекосами и еще не свободно от злобы дня. Существует еще много неизученных явлений. Каждый конкретный случай уникален и, будучи вписан в контекст, способен расширить границы наших представлений об исследуемом времени.
Художественный музей имени А.Н. Радищева стал местом работы для целой группы художников, не желающих "петь на заказ" и сохранивших свободу творчества в условиях тотального ее зажима.
М.Н.Аржанов, В.А. Солянов, В.В. Лопатин и безусловный для них лидер Н.М. Гущин - оригинальные художники, долгие годы были известны в иной социальной роли - реставраторы Радищевского музея.
Солянов начинал работать самостоятельно во второй половине 1950-х годов, в период «оттепели». Он представляет редкий тип художника, который существует сам по себе, одинокий и самобытный. Его с полным правом можно назвать «интуитивистом», доверяющим «внутреннему голосу».
Доверие к собственной интуиции вывело Солянова и в сферу мировоззренческих интуиций эпохи. Как известно, культура во все времена выдвигает свою концепцию мира и личности, дает формулу бытия человечества. Очертания современной парадигмы нащупываются, обсуждаются. В качестве рабочей и весьма обобщающей гипотезы принимается нарастание проницаемости в обществе и культуре, разрушение границ, или «всеобщность». Возможно, что отношение к границам есть универсальная категория описания культурных моделей. Стирание границ не только между государствами (глобализация), но и в экономике (транснациональные компании), в социуме (Интернет, видеокамеры, телефоны и т. д.), в архитектуре (историческим итогом эволюции окна стало возникновение стеклянной окна-стены, проницаемой для взгляда, но главное - для света), наконец, в сознании (начиная с Фрейда, приоткрывшего «дверь» в бессознательное, до современных транспсихологов, указавших «дорогу» в надличные сферы сознания) — становится очевидным.
В личном архиве Н.М. Гущина сохранился «черный блокнот» - так я назвала по внешнему виду заинтриговавший меня ещё при первом обращении к архиву документ: узкий удлиненный ноут-бук, напоминающий домашние телефонные книжки, в черном тканевом переплёте.
Черный блокнот – как черный ящик.
Мелькнувшее в уме случайное созвучие, оказалось, имеет смысловое и функциональное соответствие: хранить ценную информацию, подлежащую последующей расшифровке и осмысливанию. По беглому просмотру стало ясно, что заведен он был Гущиным в начале прошлого века и, стало быть, сопутствовал художнику всю дальнейшую жизнь, не потерялся в перемещениях по миру - Россия, Азия, Европа, снова Россия, был для него значим.