Художников, не входящих в состав местного отделения Союза художников, "несоюзных", по нашему определению, в Саратове достаточно много. Нас интересуют профессиональные художники, чье творчество развивалось вне магистральной линии советского искусства, прежде всего, художники реставрационной мастерской музея имени А.Н. Радищева, и предпринятые музеем попытки познакомить широкие зрительские круги с их творчеством.
Местные отделения Союза художников были, как известно, не только распределителями заказов и благ, но и органом надзора, органом управления искусством. "Несоюзные" - означало неподконтрольные, потенциально опасные.
Тема противостояния художника официозу обширна, имеет свою историю, в том числе, историю изучения. Когда стало возможно назвать имена художников без риска повредить им, появились первые публикации, в музеях прошли выставки. Информация начала поступать обильно, словно под давлением, неудержимая в своем стремлении выйти наружу. Стало понятно, что изучение этого явления началось задолго до "всеобщей либерализации".
Сегодня накоплен большой информационный материал об искусстве, получившем название альтернативного. Состоялись научные конференции, опубликованы статьи. Тема утратила журналистскую сенсационность и, утолив первый аппетит исследователей, как бы вышла из моды.
Однако она не производит впечатления исчерпанной. Объемной, исторически достоверной картины до сих пор нет. Наше знание страдает неполнотой, оценочными перекосами и еще не свободно от злобы дня. Существует еще много неизученных явлений. Каждый конкретный случай уникален и, будучи вписан в контекст, способен расширить границы наших представлений об исследуемом времени.
Художественный музей имени А.Н. Радищева стал местом работы для целой группы художников, не желающих "петь на заказ" и сохранивших свободу творчества в условиях тотального ее зажима.
М.Н. Аржанов, В.А. Солянов, В.В. Лопатин и безусловный для них лидер Н.М. Гущин - оригинальные художники, долгие годы были известны в иной социальной роли - реставраторы Радищевского музея.
Нестандартное мышление и непохожесть их произведений на образцы "выставочного искусства", когда сходство всех со всеми было обязательным, а любое проявление инакомыслия отвергалось и преследовалось, вынуждали к замкнутости, которая в определенные годы была условием выживания.
Музей стал для них убежищем и защитой, дал работу, обеспечив кусок хлеба, и мастерскую, в которой можно было жить и писать. Но главное - возможность жить искусством.
Одна из глав истории музея - жизнь реставрационной мастерской. Потребность в услугах реставраторов появилась практически одновременно с коллекцией, еще при жизни основателя музея. Известно, что А.П. Боголюбов обращался в Императорский Эрмитаж с просьбой "о принятии в реставрацию" некоторых произведений. И впоследствии Эрмитаж оказывал помощь Радищевскому музею, время от времени присылая в Саратов опытных реставраторов. В их числе был И.И. Васильев, работавший в Эрмитаже еще до революции.
Новая страница истории реставрационной мастерской открывается в 1947 году приездом в Саратов художника Н.М. Гущина, русского репатрианта, более четверти века прожившего во Франции.
С 1951 года Гущин заведует реставрационной мастерской, под его руководством работают реставраторы А.В. Пугачев и Д.З. Киреев. Художник высокой культуры, Гущин провел в музее большую работу по осмотру, реставрации и консервации произведений. "Он все время беспокоился, что где-то гибнут картины" и ездил в экспедиции по области, реставрировал живопись в художественных галереях Пензы и Вольска, заботился о пополнении музейной коллекции.
Н.М. Гущин привез с собой несколько собственных живописных произведений, книги по искусству, репродукции, каталоги выставок в Париже, Ницце, Больё, Лондоне и Бредфорде, участником которых он был. Вокруг него со временем образовался кружок художественной молодежи, увлеченной проблемами искусства: М. Аржанов, В. Соляное, В. Лопатин, В. Чудин, Л. Перерезова и другие. Осенью 1960 года в музей на работу был принят М. Аржанов, годом позже - В. Солянов.
Ежедневная кропотливая работа забирала много сил и времени, но много и давала. Она обязывала изучать стили и техники, технологию живописи, свойства материалов, "поведение" в разных условиях природных и химических пигментов, вела к постижению тайн живописи. Две линии творчества: реставрация живописи и создание собственных живописных произведений - соединяются в единый процесс профессионального и духовного роста.
Природная одаренность, тонкий вкус и культура профессионально работающих художников помогали выполнять всю музейную работу на высоком уровне, касалось ли это экспозиции, отбора произведений на закупку или простой конвертировки - везде нужен был глаз художника.
Все музейные реставраторы были обязаны ездить на стажировки в Москву повышать квалификацию и отчитываться о проделанной работе на курсах Всесоюзных Художественных научно-реставрационных мастерских имени И.Э. Грабаря. Поездки открывали широкие возможности: посещение столичных выставок, музеев, знакомство с художниками, искусствоведами, коллекционерами.
Еще в 1950-е годы сложилась традиция "паломничества" в реставрационную мастерскую, где можно было увидеть живопись Н.М. Гущина, послушать его рассказы о Франции и Китае, его размышления об искусстве, показать свои живописные опыты, выслушать его замечания и советы.
С приходом в музей молодых реставраторов мастерская стала душой музея, местом профессиональной учебы. Там в непрерывном дружеском общении зарождались самые интересные проекты музейной жизни, планировались экспедиции, обсуждались выставки. Творческая атмосфера реставрационной мастерской сплачивала коллектив. Установка делать выставки прежде всего качественных произведений, сводя к минимуму диктат конъюнктуры, шла во многом от художников. Думается, что нелегко было в 1961 году провести в музее персональную выставку репрессированного И.Н. Щеглова.
Интерес к оригинальному творчеству художников музея возник вместе с их приходом в музей. На стенах мастерской постоянно делались маленькие выставки "для себя", многие работы писались буквально на глазах. Однако работы их регулярно отвергались всеми выставкомами, поскольку близость к Гущину, которого называли "идеологическим диверсантом", делала этих художников неблагонадежными в глазах лиц, ответственных за "нравственное здоровье" общества.
Нельзя не вспомнить в контексте этого разговора инспекторский просмотр работ М.Н. Аржанова, В.Ф. Чудина, Н.М. Гущина, учиненный инструкторами Обкома КПСС по инициативе председателя саратовского отделения Союза художников А.И. Бородина зимой 1961 года в реставрационной мастерской музея. Директор В.Ф. Завьялова сумела защитить обвиняемых в формализме художников.
1960-е годы - время безуспешных попыток "прорваться" на выставки. Но была огромная потребность показать свои работы зрителю. Горько было осознавать себя изгоями.
Долгие годы вынашивалась идея выставки реставрированных произведений, в рамках которой предполагалось показать и оригинальные работы музейных художников. Но ей не суждено было воплотиться.
Изучение творчества музейных художников продолжилось в 90-е годы. В 1992 году в двух музеях - Саратовском художественном и Энгельсском музее краеведения - были сделаны экспозиции групповой выставки шести художников: В. Солянова, В. Лопатина, В. Чудина, М. Аржанова, Л. Перерезовой и Ю. Машкова, сближенных организаторами выставки как нонконформисты.
В 1994 году в залах музея развернулась большая выставка живописи М. Аржанова, тоже юбилейная, к 70-летию со дня рождения.
Не принятое своим временем наследие художников, к счастью, сохранилось. И сегодня мы имеем уникальную возможность изучить творчество художников, представлявших неофициальную, "несоюзную" линию современного искусства, что является, по сути, открытием неизвестных советских художников. В том, чтобы сохранить и донести до зрителей их искусство, роль музея была организующей.