«Дело в том, что пока я смывал с себя недельную грязь и стирал белье, наверху шло заседание выставкома. Очень бурное, так как решали вопрос снимать Юстицкого, П. Кузнецова и известного тебе Аржанова или не снимать. Музей в лице Н.И. Оболенской, В.Ф. Завьяловой и художники Бобров и Жуков хотели отстоять, но так как банда была большая, то проголосовали и сегодня преподобную троицу сняли. Лично меня это не затрагивает, но принципиально я, да и другие, просто в недоумении: что же такое реализм, если мой добропорядочный пейзаж считается уже не реальным? Сам факт неучастия в этой выставке тоже еще ничего не говорит, но я думаю, на этом они не остановятся, и возможно меня вышлют из Саратова. Не удивляйся. Есть некоторые предположения на этот счет, которые строятся на некоторых непонятных действиях, наблюдаемых в художественных учебных заведениях. В Московском институте имени Сурикова исключили несколько студентов, у нас в СХУ тоже исключили двоих с 5 курса и одного с 3 курса. Я думаю, что какие-то мудрецы придумали (применили) давно известную целую программу репрессий в новой форме. Посмотрим, как будет все это развиваться дальше. Потихоньку можно жить конечно при всяких обстоятельствах, но я уже не могу. Мне и раньше не терпелось, а теперь я просто не в силах видеть всех прохвостов, которые, прикрываясь демагогическими фразами, душат все живое. Протаскивают и защищают натурализм и всякие обветшалые формы под флагом борьбы с абстракционизмом. …Абстракционизм не может (в силу того, что это оружие, которое не стреляет) служить для пропаганды и агитации только потому хотя бы, что он ничего, кроме игры форм, не выражает.”
«Собственно, в настоящем смысле, художник-творец может не делать искусство, если есть запас доступных и достаточных форм для выражения.»
Из писем Михаила Аржанова - М.А.Богадельщиковой(1962г)