Выставки

Группа «музейных художников»

Выставка саратовских художников-нонконформистов «Будьте как дети!» - это трактовка известной евангельской фразы на личном уровне. Что значит быть детьми? Что в человеке меняется с возрастом? Может ли взрослый человек, отягощенный не только информационным багажом, но и насущными проблемами выживания, оставаться ребёнком?

Н. Гущин, Музыка Баха, конец 50-х
«Кто творчески познает мир, тот сам должен быть миром, а не дробной частью его!»
Николай Гущин (1888-1965)

До своей учебы в МУЖВЗ Гущин учился в Санкт-Петербургском Психоневрологическом институте. Анатомию, физиологию и психологию человека знал хорошо. Обладал обширными познаниями и здоровым юмором, пережил две мировые войны, участвовал во французском Сопротивлении; в 50-е годы, когда приходилось спасать от чисток музейную коллекцию, наставлял директора музея как себя вести с обкомовскими комиссиями и что им говорить. Мистиком в прямом понимании этого слова не был, но, будучи художником-символистом, к искусству относился как к таинству. Вдохновение считал мистическим экстазом, а живопись - духовной практикой. И для художника, её создающего, и для зрителя, её воспринимающего.
Психология малолетнего ребёнка отличается от психологии взрослого именно тем, что ребёнок не отделяет себя от мира. Он сам и есть мир.

«Собственно, в настоящем смысле, художник-творец может не делать искусство, если есть запас доступных и достаточных форм для выражения.»
Михаил Аржанов(1924-1981)

Эта гениальная мысль из письма, датированного 1961 годом. И если живопись Аржанова ближе к метафизике и экзистенциализму, то графика его перешла в поле концептуального искусства и по многим признакам совпадает с постмодернизмом.
Все участники выставки рисовали непрерывно, делали карандашные эскизы, наброски и экспериментировали с разными графическими техниками, но Аржановские листы напоминают документальную графику дофотографических времён. Это не эскизы и наброски, а документирование жизни. Графический дневник. Около тысячи листов. Действительно, зачем специально изображать эпоху и временную ситуацию, когда под рукой есть готовый документ - каталог выставки к юбилею вождя. На странице с рассказом художника, который всю жизнь писал только портреты Ленина, Аржанов рисует женщину, присланную из обкома с инспекцией в музей для выявления идеологических диверсий.
Михаил Аржанов ценил детские рисунки за непосредственность перспективы и колористики, видел нечто занимательное в каракулях и не советовал своим детям проходить традиционную школу живописи. Может быть он не знал о коллекции детских рисунков Вентури, но с деятельностью репрессированного в 1933 году Федора Шмита знаком был со студенческих времён, сам собирал и хранил почеркушки малолетних детей.

В.Солянов,Знак, 1992
«Я ввожу геометрические знаки в контекст какой-то плоскости, и они выстраивают общую систему визуальной энергии, это самые экономные в начертании знаки, самые древние, узнаваемые любым человеком, независимо от его этнической или культурной принадлежности. Мы все равны перед космосом и мирозданием, и мне кажется, что сейчас должно быть искусство объединяющее, беспартийное, безрелигиозное, беспредметное. Абстрактное искусство.»
Владимир Солянов (1927-2016)

Интерес к искусству примитивных народов возник ещё в ХIХ веке; украшения и культовые предметы собирали модернисты, авангардисты и даже футуристы. Поиск праязыков, первичных знаков, расшифровка петроглифов и наскальных символов до сих пор многим не даёт покоя.
Кажется, что мозг современного человека уже с рождения перегружен информацией. Ньютон и Галилей навсегда отняли у человека право воскликнуть - Эврика! Мы получаем ответы раньше, чем задаём вопросы. Но, поставь нас рядом с первобытным человеком, разве мы сможем объяснить: кто мы такие? откуда взялись? зачем мы здесь? куда мы движемся вслед за Солнцем?
Владимир Солянов не особо-то верил в инопланетян, но если бы ему довелось вступить в контакт с внеземным разумом, он не раздумывая представился бы землянином. Прекрасно осознавая свою индивидуальность, он понимал равенство человека. И слишком хорошо знал что такое жить в поле одной главенствующей идеологии и единого общественного мнения.
Дети не чувствуют опасности, у них нет врагов, они не помнят обид. Когда на гуманиста пишут клеветнические доносы, это становится тяжелым испытанием. Объекту травли и преследования непросто сохранить в своей душе любовь ко всему человечеству.

В. Лопатин,Гибель урбанистической цивилизации, видеоинсталляция, 2017
«Формула цвета заложена в природе. Человек эпохи электричества может ощущать осознанную или неосознанную тоску по дневному свету. Электрический свет не воспроизводит всю полноту спектра, красный и синий выпадают. Мы используем чистые природные цвета, цвета радуги, так, как рисуют дети, когда им ещё не объяснили, что нужно смешивать краски и пользоваться полутонами.»
Вячеслав Лопатин. (1936)

Лопатин не менее Аржанова ценил детские рисунки, в советские времена руководил взрослой художественной студией, открыл и поддерживал самодеятельную художницу Суворову-Алферову, передав потом её работы Музею Наивного искусства в Москве. Многолетнее увлечение спонтанным рисунком вылилось в создание обширной серии монотипий под общим названием - Игра духовных и материальных сущностей.
Детство Вячеслава Лопатина прошло на оккупированной территории. Он единственный из всей группы, который узнал смерть родных и ужасы массовых убийств в дошкольном возрасте. Про таких обычно говорят, что у них не было детства или они рано повзрослели. Вячеслава Лопатина спасло искусство, помогло ему выжить, стало убежищем, в котором сами собой возвращаются радостные ощущения четырёхлетнего ребёнка, вытесненные из памяти войной.

В.Чудин, из серии Кофейные рисунки, 2015
«Я стал обобщать и ощутил, что белое и желтое - это весна, молодая сила и здоровье. Желтое и красное - лето, яркие и сильные чувства. Красное и синее - осень, спокойная мудрость. Синее и черное - зима, отдых природы, сон. А белое, черное и серое - вечность. Я люблю жизнь и, к счастью, верю, что она - вечная. У меня пять времён года в жизни: детство, юность, зрелость, старость, вечность. Поэтому она - одна, времён - много. Человек как и всё живое развивается, вступает в противоречие. Его идеи яростно сопротивляются миропорядку. Тьма и свет - это всегда борьба. Но приходит любовь и наступает смирение…»
Виктор Чудин (1936-2016)

Русским православием увлекались все художники группы. Благодаря усилиям Михаила Аржанова в СГХМ им Радищева образовался отдел Древнерусского искусства, в котором до сих пор работает реставратор Лопатин. Солянов всегда заявлял, что на его творчество повлиял Сезанн, Малевич и русская икона, но только Виктора Чудина можно назвать православным христианином. Он соблюдал посты, ходил на богослужения и выполнял религиозные обряды. Название выставки одноимённо с картиной Чудина «Будьте как дети», 2012 года. Но этот призыв адресован скорее художникам, или тем людям, которые по природе своей ярко ощущают эмоциональное воздействие цвета.
Чудин во всём видел божественную красоту, которая поражала его воображение. В молодые годы он увлекался фузой, жалея засыхающие на палитре остатки краски не из материальных соображений, а потому что видел в них неведомую, ещё не оформленную силу. В более позднее время, практически до самой смерти, он за несколько секунд создавал сказочные образы из подсыхающей на блюдце кофейной гущи.

Л. Перерезова, Автопортрет,начало 60-х

Женщина-художник для 50-х и 60-х годов, да ещё в неофициальной среде, явление редкое. Своих детей у Людмилы Перерезовой (1935-2009) не было, она опекала рано осиротевших сыновей Аржанова и также оберегала их от влияний традиционной школы. Природу воспринимала как друид, любила музыку, писала стихи и жизнь свою посвятила искусству.




«Картечью прибитой
к плацу -
крахмальных локтей
решето -
расстрелянная свобода:
утешьтесь
- давным давно.
Мы изменили
сознание.
Мы изменили -
знаете, как изменять
опасно? -
Мы изменились сами.»
Людмила Перерезова (1935-2009)


50-70-е годы

Владимир Солянов, 2000-е

Вячеслав Лопатин, 2000-е

Виктор Чудин, 2000-е