Библиотека Веб-музея Нонконформисты Саратова

Музейные художники

Сегодня накоплен большой информационный материал об искусстве, получившем название альтернативного. Состоялись научные конференции, опубликованы статьи. Тема утратила журналистскую сенсационность и, утолив первый аппетит исследователей, как бы вышла из моды.
Однако она не производит впечатления исчерпанной. Объемной, исторически достоверной картины до сих пор нет. Наше знание страдает неполнотой, оценочными перекосами и еще не свободно от злобы дня. Существует еще много неизученных явлений. Каждый конкретный случай уникален и, будучи вписан в контекст, способен расширить границы наших представлений об исследуемом времени.
Художественный музей имени А.Н. Радищева стал местом работы для целой группы художников, не желающих "петь на заказ" и сохранивших свободу творчества в условиях тотального ее зажима.
М.Н.Аржанов, В.А. Солянов, В.В. Лопатин и безусловный для них лидер Н.М. Гущин - оригинальные художники, долгие годы были известны в иной социальной роли - реставраторы Радищевского музея.

Читать дальше

Графика Солянова

Солянов начинал работать самостоятельно во второй половине 1950-х годов, в период «оттепели». Он представляет редкий тип художника, который существует сам по себе, одинокий и самобытный. Его с полным правом можно назвать «интуитивистом», доверяющим «внутреннему голосу».
Доверие к собственной интуиции вывело Солянова и в сферу мировоззренческих интуиций эпохи. Как известно, культура во все времена выдвигает свою концепцию мира и личности, дает формулу бытия человечества. Очертания современной парадигмы нащупываются, обсуждаются. В качестве рабочей и весьма обобщающей гипотезы принимается нарастание проницаемости в обществе и культуре, разрушение границ, или «всеобщность». Возможно, что отношение к границам есть универсальная категория описания культурных моделей. Стирание границ не только между государствами (глобализация), но и в экономике (транснациональные компании), в социуме (Интернет, видеокамеры, телефоны и т. д.), в архитектуре (историческим итогом эволюции окна стало возникновение стеклянной окна-стены, проницаемой для взгляда, но главное - для света), наконец, в сознании (начиная с Фрейда, приоткрывшего «дверь» в бессознательное, до современных транспсихологов, указавших «дорогу» в надличные сферы сознания) — становится очевидным.

Читать дальше

Черный блокнот

В личном архиве Н.М. Гущина сохранился «черный блокнот» - так я назвала по внешнему виду заинтриговавший меня ещё при первом обращении к архиву документ: узкий удлиненный ноут-бук, напоминающий домашние телефонные книжки, в черном тканевом переплёте.
Черный блокнот – как черный ящик.
Мелькнувшее в уме случайное созвучие, оказалось, имеет смысловое и функциональное соответствие: хранить ценную информацию, подлежащую последующей расшифровке и осмысливанию. По беглому просмотру стало ясно, что заведен он был Гущиным в начале прошлого века и, стало быть, сопутствовал художнику всю дальнейшую жизнь, не потерялся в перемещениях по миру - Россия, Азия, Европа, снова Россия, был для него значим.

Читать дальше