Выставки

Вступительная статья к каталогу выставки «30х40 и 60х50»

Современный человек, умело пользующийся Интернетом, понимает как может стереться грань центра и периферии. Сейчас принадлежность к географической периферии, как удалённость от культурных центров и очагов цивилизации, уже не имеет такого значения как раньше. Создание социальных сетей и виртуальных сообществ позволяет формировать необходимую среду для личного развития и значительно упрощает поиск единомышленников для обмена информацией. Многие активно используют ресурсы наподобие Мой мир, или Свой круг, моделируя свою маленькую вселенную, ограждённую от разрушительных информационных бурь.
Но 50 лет назад всё было по-другому. В 60-е годы саратовские художники - Михаил Аржанов, Владимир Солянов, Виктор Чудин, Вячеслав Лопатин и Людмила Перерезова - находились не только на задворках огромного СССР, но и сам СССР скрывался за железным занавесом, в изоляции от остального мира. Если сравнивать советскую эпоху с нашим временем, то её можно назвать эпохой информационного голода.
Как получилось, что мощность информационного потока переферийной андеграундной группы 60-х годов сопоставима с информационным ресурсом отдельного сообщества в современной социальной сети? Как удалось студентам областного художественного училища, приехавшим в город из деревень, в послевоенный период голода и разрухи, стать обладателями информации о современных европейских тенденциях в живописи и изобразительном искусстве?

Люся Перерезова
В.Чудин, Портрет Л.Перерезовой.1958

Из письма студентки Перерезовой, 1957 год:
«В конце первого полугодия меня сняли со стипендии за увлечение польской и французской живописью. Предполагали, что я связана с художником Гущиным: бывшим эмигрантом, «королем» французского импрессионизма. Гущин большой мастер, но он не желателен, как педагог.
Вызнали или вообразили, что я воспринимаю манеру Ван-Гога. Этого художника я не знала, чтобы подражать ему. Мне было лестно, что на третьем курсе я так здорово поняла живопись, что меня смогли обвинить в «Ван-гогстве».

Михаил Аржанов Автопортрет
М.Аржанов. Автопортрет, 1959

Когда молодых живописцев Владимира Солянова и Михаила Аржанова обвинили в формализме, они сильно озадачились, не могли визуально представить себе в чем их обвиняют.Что такое формализм? Кто такие формалисты? Ответа не было. Как Люся Перерезова, окрылённая выговором наставника, отправилась на поиски неизвестного ей Ван Гога, так и остальным пришлось отправиться на поиски «формализма», а позже «абстракцизма», или на поиски человека, который его видел и может описать. Таким человеком стал Николай Гущин (1888-1965).
Гущин знал что такое модернизм, кубизм, экспрессионизм, абстракция, сюрреализм и охотно делился своими познаниями с молодыми свободомыслящими художниками. Французский модернист, приятель Маяковского и Пикассо, фантастический по меркам советской провинции художник, обладатель бесценной информации по зарубежному искусству первой половины 20 века, - вот кем был Николай Михайлович Гущин, репатриант с разрешением на жительство в любом областном городе, кроме Москвы, Ленинграда и Киева.

В.Лопатин.Полка в подвале Чудина,1959

Гущин не наобум выбрал Саратов, он знал Голубую Розу, знал о коллекции Радищевского музея и о художественном училище. У него был план по созданию творческой среды и художественной атмосферы. Прошедший Харбин, Париж, Монте-Карло и Французское Сопротивление, Гущин имел большой опыт по созданию сообществ и не собирался умирать на родине в бесславном одиночестве. В чем-то его план сработал, но от преподавания его сразу же отстранили, в Союз художников не приняли, на выставку не пустили. Зато его стараниями на должность реставратора в музей приняли сначала Аржанова, потом Солянова, а позднее Лопатина. Союз художников правильно обзывал Гущина идеологическим диверсантом и заграничным шпионом, в реставрационной мастерской действительно бурлила какая-то совершенно заграничная жизнь. Уже в конце 50-х годов целая группа молодых художников оказалась безвозвратно потеряной не только для соцреализма, но и для реалистической живописи вообще.

Виктор Чудин Обнаженная
В.Чудин.Обнаженная,60-е

Название выставки «30х40 и 60х50» сложилось сразу из нескольких факторов. 30х40 сантиметров - средний формат представленных работ. Живопись на которую нет официального заказа, превращается в дорогостоящее хобби. От того малый формат и нестандартный подход к выбору носителя: картон, фанера, газета, крафт-бумага. Уникальность выставки в её «задержанности»: картины для экспозиции подготовили в 60-х годах прошлого века, а открытие выставки, как публичное мероприятие, задержалось на 50 лет.
Первая выставка группы состоялась в 1992 году, называлась «Формула цвета» и представляла собой крупномасштабный проект на двух независимых площадках. Часть экспозиции разместилась в СГХМ им Радищева, а другая часть в Краеведческом музее города Энгельса. Но к 92-му году группа уже распалась, во многом пути художников разошлись, каждый хотел выставить свои новые работы, а ворошить старые залежи уже не хотелось. В 1992 году организаторы выставки «Формула цвета» решали в первую очередь чисто формальную задачу - открыть для земляков имена запрещённых художников.
«Открытие выставки стало фактом признания целого явления, не одно десятилетие существовавшего вне официального русла художественной жизни Саратова. Выставка нонконформистов привлекает не авангардными новациями, не критикой режима. Наиболее существенным является стремление к художественному качеству» - цитата из вступительной статьи Л.Красноперовой к каталогу выставки 1992 года.

Владимир Солянов Батон и нож
В.Солянов.Батон и нож,1968

За «Формулой цвета» последовал ряд персональных выставок, были и ретроспективные, но увидеть и оценить весь пласт экспериментального творчества группы за период 60-х годов так и не получилось. Поэтому основной задачей сегодняшней выставки, которая является второй выставкой группы, стало заполнение того пробела 90-х. Привлечение внимания зрителя именно к авангардными новациям, создание атмосферы безгранично свободного творчества, разрушающего строгие рамки и барьеры академической школы.

Вячеслав Лопатин Весна в Энгельсе
В.Лопатин.Весна в Энгельсе,1967

Сегодняшняя выставка рассчитана на другого зрителя, более подготовленного к восприятию, которого уже не удивишь далеко ушедшим от реализма произведением, которого не надо специально убеждать в художественном качестве выставленных работ.
Выставка «30х40 и 60х50» во многом сама является экспериментом, это и результат исследования, и непредсказуемость зрительской реакции, и особенность экспонирования. Незамысловатое разделение произведений по жанрам, а не по художникам, переносит акцент с личности на группу, на явление в целом. Зритель увидит насколько совместные усилия художников смогли раздвинуть границы Портрета, Пейзажа, Натюрморта, проследит многообразие направлений, куда эти границы можно двинуть.

Графика Михаила АржановаДля того чтобы зритель, погрузившись в карнавальное буйство красок эпохи рок-н-ролла, вспомнил, что находится не в атмосфере американского посольства, а в реалиях СССР - сделана выгородка с графикой Михаила Аржанова. Рисунки на листах из каталога выставки 1960 года и на листах из курсовых работ студенток Казанского института культуры. Не смотря на то, что художник использует текст как фактуру, он не уничтожает его полностью, сохраняя фоновую информацию как контекст.
Выгородка образует в центре зала небольшое замкнутое пространство, внешнюю часть которого занимает графика на фоне советской эпохи. Что же находится внутри?

Инсталляция Путевой знак Владимира СоляноваОдно замкнутое пространство внутри другого, как многомерность мира, искусства и личности. Внутри должен располагаться центр, ядро, способное удерживать всю эту многомерность вокруг себя и в какой-то мере её же и порождать. Попадая внутрь выгородки, зритель оказывается в визуальной среде, созданной художником Владимиром Соляновым.
Путешествуя по открытым мирам и внутренним пространствам выставки, зритель неизбежно попадёт в маленький закуток, и ощутит своё уединение, отгороженность от всего внешнего. Это внутренний мир художника. Личности с буйным воображением, постоянно порождающим различные комбинации линий, плоскостей, цветовых пятен. Внутренний мир, который вербально не выразить, не пересказать, только изобразить. Другого пути нет.

Портреты и автопортреты

Натурные этюды

Натюрморт

Эксперименты

Графика